Использование педагогами личностно ориентированного подхода в работе с детьми (индивидуального маршрута развития воспитанников) В нашем дошкольном образовательном учреждении создаются условия для индивидуального развития всех детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющими инвалидность, возможность их социального включения в окружающий мир, основанные на принципе нормализации. Целевая установка этого принципа — создание условий, обеспечивающих нормализацию социального проживания детей с ОВЗ. Реализация этого принципа обеспечивает доступ детей с ОВЗ к достижениям и условиям повседневной жизни, доступной большинству. Это относится к социальному порядку, организованному в учреждении, пространственной и временной организации жизни ребенка (режиму дня, предметно-развивающей среде), учету его личных интересов и потребностей. На всех этапах развития ребенка выстраивается психолого-педагогическое сопровождение, соответствующее его потребностям.Усилия специалистов в рамках нашего дошкольного образовательного учреждения направлены на решение следующих задач:— определение уровня возможностей дошкольников, в том числе и детей с ОВЗ;— выявление имеющихся потребностей и формирование системы социальных потребностей;— создание адекватной среды для удовлетворения потребностей, для обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности всех детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, направленные на реализацию образовательных, социальных и других потребностей детей с ОВЗ и их здоровых сверстников. Планирование и выполнение этой работы осуществляется по определенному алгоритму, позволяющему структурировать и эффективно организовывать образовательную и социальную составляющие психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста. В первую очередь отмечается необходимость координации и объединения профессиональных умений специалистов в определении формата реализации индивидуального образовательного маршрута.Диагностика в ДОУ проводится комплексно и носит динамический характер, в ходе которого выделяются приоритетные направления обследования, определяется мера активного участия в нем каждого специалиста.Данные обследования позволяют определить особенности психоэмоционального и личностного развития ребенка, выбрать индивидуальный маршрут, соответствующий образовательным и социальным потребностям ребенка.Цель работы — оптимизация процесса составления индивидуального образовательного маршрута ребенка и координация междисциплинарного взаимодействия специалистов в условиях командной работы.Образовательный маршрут включает основные направления:— организация движения (развитие общей и мелкой моторики);— развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);— формирование деятельности (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивной);— развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);— формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);— формирование представлений о пространстве, времени и количестве.
Социально-психологическая помощь – один из компонентов целостной системы образовательной деятельности ДОУ.Социально — психологическая помощь предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, воспитанников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службы осуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально — психологическая помощь детям, родителям, педагогам. Проводится психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации.График работы педагога - психолога: 9.30 -12.00
Работа педагога-психолога направлена на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников. Его задача — помощь детям, родителям и педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Педагог-психолог проводит психологическую диагностику, определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии воспитанников, выявляет нарушения социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ, в образовательной деятельности. Содействует развитию творчески одаренных воспитанников. Формирует психологическую культуру педагогических работников, а также детей и их родителей.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА — ПСИХОЛОГА | 1. Психологическая диагностика | Выявление условий, препятствующих полноценному развитию личности ребёнка. Предметом психодиагностики являются индивидуальные особенности детей в их психическом и эмоциональном состоянии. | 2. Коррекционно-развивающая работа | — Развивающие игры; — индивидуальные коррекционные занятия; — групповые коррекционные занятия; — занятия с детьми подготовительных групп (подготовка детей к школе). | 3. Психологическое просвещение | Педагогом-психологом проводятся различные мероприятия: тематические беседы, групповые консультации для педагогов и родителей. | 4. Психологическое консультирование | Психологическое консультирование проводиться по запросам педагогов и родителей по вопросу проблем ребёнка и особенностей его развития. |
Показатель | Наличие в учреждении | Наличие и доступность необходимого учебного оборудования, учебно-методического и справочного материала (печатного, электронного) для проведения индивидуальных и групповых занятий и консультаций | В методическом кабинете систематизированы материалы:— нормативно – правовые документы;— методическое оснащение образовательной программы;- демонстрационный и дидактический материалы, игры, игрушки и т.д— материалы по аттестации и повышения квалификации педагогов;— материалы внутреннего контроля и самооценки качества деятельности учреждения- библиотечный фонд, аудиозаписи, фильмы, презентации, разработки занятий и.т.д. | Использование в ОО дистанционного обучения для детей и родителей | Уважаемые родители ! Мы рады приветствовать вас на нашем сайте!Все специалисты нашего детского сада готовы к общению с вами.Мы ответим на интересующие вас вопросы, связанные с воспитанием дошкольников, коррекционной и социальной работой, медицинским обслуживанием в детском саду.Свой вопрос можно задать здесь! ССЫЛКАТак же можно обратиться в консультационный пункт. ССЫЛКА
| Использование в образовательном процессе электронного обучения, в том числе с привлечением ресурсов в сети Интернет | В учреждении имеется ноутбук , что позволяет использовать в коррекционной работе лицензионные компьютерные программы, мультимедийные презентации, игротеки, виртуальные экскурсии. Используются электронные образовательные ресурсы с интернет сайтов, ведется консультативная работа на сайте дошкольного учреждения. | Наличие индивидуальных программ обучающихся | Для детей с ОВЗ составляется индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка (долее ИОМРР). ИОМРР – это интегрированная модель психолого-педагогического пространства, создаваемого различными специалистами дошкольного учреждения с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени. ИОМРР предполагает постепенное включение ребенка в коллектив сверстников с помощью взрослого.
|
|